Всех приветствую и с праздником!
В продолжении раскопок темы есть интересные новости о схеме охлаждения/обогрева масла вариатора.
Итак по порядку:
В сервис мануале на странице TM-408 (раздел TRANSAXLE & TRANSMISSION) есть подетальная физическая схема системы:
Сегодня сравнил её визуально с де-факто-существующей на машине, проследил прокладку всех патрубков.
Имеем полное соответствие. Все патрубки соединены именно так, как на на этой схеме.
В сервис мануале на странице TM-233 есть логическая схема системы:
Не трудно понять, что масло вариатора выходит из вариатора, поступает в радиатор, затем в теплообменник масло-вода, затем возвращается в вариатор.
Если сопоставить обе схемы, и наложить логическую на физическую то предполагаем следующее движение масла:
Т.е. масло по радиатору должно течь справа налево если смотреть на машину спереди.
Решил проверить а так ли оно есть де-факто.
Ощупывание патрубков рукой не дает ни малейшего понимания направления потока, всё примерно одинаково тепло-горячее, впечатления очень субъективные.
Чтоб уйти от субъективных факторов к объективным взял у хороших людей на время тепловизор и поснимал им радиатор в разных режимах работы.
В общем опасения, которые тут уже неоднократно высказывались, подтвердились - логическая схема прямо противоположна реальному направлению движения масла.
Смотрим:
Запуск холодного авто утром, селектор в режиме P:
В бампере у меня установлена защитная сетка, которую видно на фото, не удивляйтесь.
На численные значения температуры на фото можно не обращать внимание, во-первых они зависят от коэффициента черноты измеряемой поверхности, значение которого достоверно неизвестно, а во-вторых это измерение в одной точке и иногда эта таочка попадает на радиатор, иногда на защитную сетку, иногда на их границу.
Сравнивать нужно цвета. Они идут в порядке радуги по мере роста температуры синий (самый холодный) - голубой - зеленый - желтый - оранжевый - красный - розовый - белый (самый горячий).
Четыре фото расположены слева направо сверху вниз в хронологическом порядке съемки.
Видно, что сперва масло прогревает левый край радиатора, затем правый, т.е. движется в противоположную от обозначенной на схеме TM-233 сторону.
Попытки снять теплограмму в других режимах, в том числе и в D (с ручником и отпущенным рабочем тормозом) дали аналогичный результат:
Тут в теме было предположение, что направление потока масла может меняться в разных режимах P/D/холодное масло/горячее масла, но это всё не подтвердилось. Направление потока всегда одинаковое. И всегда НЕ соответствует логической схеме сервис-мануала.
Итого имеем: масло выходит из вариатора, идет в теплообменник масло/вода, затем идет в радиатор, охлаждается там и возвращается в вариатор.
Логика в такой схеме может быть только одна - схема рассчитана на климатические зоны с очень высокими температурами. Допустим, масло нагрелось выше температуры ОЖ двигателя, чтобы охладить его максимально сильно выгоднее пропустить его сначала через теплообменник, потом через радиатор, но не наоборот. Если температура масла равна температуре ОЖ, то для максимального его охлаждения выгоднее его пропустить сначала через теплообменник (в котором температура масла не изменится), а потом чрез радиатор, но не наоборот.
В общем в этой схеме ставка сделана на охлаждение.
По всей видимости это и есть причина проблемы, обсуждаемой в этой ветке.
Вариантом исправления схемы может быть переброска патрубков тут:
Сделать в принципе не сложно, но делать это должен, конечно, диллер.
Написал дилеру, со ссылкой на это сообщение, ждемс реакции.
Реакция последовала стандартная - обратитесь в авторизованный сервис-центр.
Тратить время на сервис-центр мне не интересно, поэтому вопрос так и остался без ответа официалов.